Маркировка товаров – одна из самых обсуждаемых в последнее время тем. Представители бизнес-сообщества пытаются подсчитать расходы в связи с внедрением системы, покупатели – предсказать увеличение стоимости необходимых им продуктов.

Однако среди всего информационного шума трудно найти действительно стоящие сведения. Поэтому мы попросили Артема Шерстнева, руководителя Отдела Автоматизации торговли, ответить на, пожалуй, самые важные вопросы по теме.

1. Мы все чаще и чаще слышим «маркировка товаров», «код маркировки», «средство идентификации». Звучит непонятно. А так ли сложно все на самом деле?

Сложно, но разобраться в этом реально. Основные понятия по теме утверждены Федеральным законом №488 от 25.12.2018. Например:

  • код маркировки – уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки (его называют еще Data Matrix-код).

  • товары, маркируемые средствами идентификации, - товары, на которые нанесены средства идентификации, и достоверные сведения о которых есть в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

А теперь упростим. Код маркировки – уникальный набор символов, позволяющий отследить путь товара от производителя к покупателю и гарантирующий его подлинность. Значит, маркированный товар – товар, на котором нанесен этот уникальный код (в виде штрихкода или этикетки). Ну а маркировка товаров – совокупность действий по идентификации единицы или групп товара через нанесение на него данного кода для отслеживания движения товара.

2. Кроме гарантии подлинности изделия какие еще есть задачи у системы?

Основная, безусловно, - повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, которые должны быть уверены в том, что приобретают не фальсификат, способный причинить им вред, а качественный продукт.

Далее – уменьшение объемов незаконного оборота продукции, повышение собираемости налогов и создание честной конкурентной среды. Тут, думаю, комментарии излишни.

Кроме этого, планируется активное вовлечение покупателей в систему так называемого «народного контроля», когда при обнаружении контрафакта любой человек сможет сообщить об этом контролирующим органам через приложение для смартфона.

2. Кроме гарантии подлинности изделия какие еще есть задачи у системы?

Список есть, но только на 2019 год. С учетом того, что внедрение системы маркировки будет проводиться до 2024 года, он не раз еще будет корректироваться.

4. И какие же товары попадут под маркировку уже в этом году?

Если разделить их по дате перехода, получим три группы:

  • с 1 марта 2019 уже началась маркировка табачной продукции;

  • с 1 июля стартует маркировка обуви;

  • с 1 декабря к ним добавятся верхняя одежда и одежда из натуральной и композиционной кожи, шины и покрышки, трикотажные изделия (женские и для девочек), белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, духи и туалетная вода, фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.

А уже с 1 января 2020 года начнется обязательная маркировка лекарственных изделий.

5. Нововведения затронут и продавцов, и покупателей?

Да, и не только их.

Работать в Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК придется производителям, импортерам, оптовым и розничным продавцам определенных видов продукции.

Разумеется, это повлечет для них определенные расходы, что вполне может сказаться на итоговой цене товара. Но, полагаю, это увеличение будет незначительным.

6. Как на практике работает маркировка товаров?

На самом деле, просто и понятно:

  • все начинается с производителя или импортера товара – ему надо нанести на товар уникальный код, про который мы говорили раньше;

  • весь путь товара вплоть до потребителя фиксируется в системе «Честный знак»;

  • в магазине сканируют Data Matrix-код товара и только после этого размещают его на продажу;

  • в момент продажи продавец сканирует штрихкод товара, и в системе маркировки код фиксируется как выбывший из оборота. То есть контрафакт продать ну никак не получится;

  • покупатель может проверить всю информацию о приобретаемом товаре в мобильном приложении «Честный знак» и сообщить куда следует о подделке.

7. С «народным контролем» все понятно. А как готовиться к внедрению маркировки продавцам?

Для них тоже определен порядок действий:

  • Зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК (понадобится квалифицированная электронная подпись)

  • Приобрести 2D-сканер для считывания кодов маркировки;

  • Обновить товароучетное и кассовое ПО на то, которое поддерживает работу с маркированным товаром;

  • Перейти на электронный документооборот (ЭДО) с контрагентами (этот процесс неизбежен, лучше быть готовым к ЭДО уже сейчас).

Главное – не откладывать все на последний момент.

Напоминаем, что маркировка табачной продукции уже идет полным ходом, а до 1 декабря, и, тем более, 1 июля времени осталось совсем немного. Не стоит его терять – узнайте, что вам нужно сделать для внедрения маркировки, уже сейчас.

Проконсультироваться по всем вопросам, связанным с маркировкой товаров, необходимым оборудованием и ПО, подключением к системе «Честный знак» можно также у наших специалистов:

(831) 429-13-17

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

(8332) 20-37-05

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.